УТВЕРЖДЕНО: коллектива МКДОУ Протокол №2 от 28.01.2021 г. Программа развития Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка» д/с №1 «Сказка» на 2021-2022 учебный год СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт Программы развития. 2. Пояснительная записка 3. Анализ реализации Программы развития ДОУ до 2020г. 3.1. Проблемный анализ деятельности ОУ за 3 года: 3.2. Содержание и качество подготовки воспитанников З.З. Уровень развития детей ДОУ к 2020 году 3.4. Качество условий организации образовательного процесса в ДОУ в динамике за 3 года. 4. Общие сведения об МКДОУ «ЦРР-д/с №1 «Сказка» 4.1. Качество образовательной деятельности 4.2. Ресурсное обеспечение образовательного процесса «ЦРР-д/с №1 «Сказка» 4.3..Д оступность образовательной деятельности 4.4. Управление качеством образования 5 Анализ потенциала развития 6. Концепция развития 7. Цель и задачи развития 8. Отчетность по программе развития 1. ПАСПОРТ программы развития МКДОУ «ЦРР- д/с №1 «Сказка» на 2021- 2026 годы Локальный нормативный акт - Программа развития МКДОУ «ЦРР- д/с №1 «Сказка» на 2021-2026 (далее Программа) Статус программы развития л . -Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р); -Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; -Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 г. № 2620-р об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»; -Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р); -Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Национальный проект «Образование» (2019-2024 гг.), паспорт проекта утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам^, протокол от 03.09.2018 № 10; - Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»; -Постановление Правительства РФ от 18.04.2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы»; -Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего 3 общего образования) (воспитатель, учитель)»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Минобрнауки России от 11.06.2014 № 657 (ред. от 13.02.2017) «Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2014 N33570); - Приказ Минобрнауки России от 20.10.2017№ 1025 (ред. от 11.12.2017) «О проведении мониторинга качества образования»; Цель программы Направления и задачи программы Сроки и этапы реализации программы Создание в детском саду системы интегрированного образования, реализующего право каждого ребенка на обеспечение доступного качественного и разностороннего образования в соответствии с современными требованиями и запросами потребительских услуг. Повышение качества образовательной работы в ДОУ через внедрение современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий. Развитие творческого потенциала личности, активности и самореализации ребёнка вфазных видах деятельности, выявление на ранней стадии одаренности детей. Оказание помощи в сопровождении развития детей раннего возраста. Расширение инновационной деятельности ДОУ. Использование образовательного потенциала социума, расширение внешних связей, открытость ДОУ. Содействие развитию новых возможностей управления ДОУ в целях гибкого реагирования на возникающие проблемы. Обеспечение достаточной степени информированности родителей об особенностях ребенка дошкольника в целях выработки общей стратегии воспитания и развития в семье и детском саду. Программа будет реализована в 2021 -2026 годы в три этапа. Программа будет реализована в 2021 -2026 годы в три этапа. 1-ый этап - подготовительный (2021-2022уч.г) - разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; - оптимизация условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; - начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства. 2-ой этап - практический (2023-2024уч.г) - апробирование модели, обновление содержания организационных форм, педагогических технологий; - постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития; - коррекция мероприятий. 3-ий этап - итоговый (2025-2026 уч.г.) - реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы Высокая конкурентоспособность 00 на рынке образовательных услуг, обеспечение ^равных стартовых возможностей дошкольникам с разным уровнем физического и психического развития. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг для разных категории Категории заинтересованного населения. Обеспечение доступности дошкольного образования за счет внедрения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования: проектный метод, информационно - коммуникативные технологии, внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий, внедрение передового педагогического опыта в практику работы МКДОУ. Создание условий, соответствующих ФГОС ДО. Повышение уровня квалификации педагогических кадров. Реализация инновационных технологий. Повышение эффективности оздоровления воспитанников. Повышение удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Обеспечение непосредственного вовлечения родителей в образовательную деятельность, в том числе через реализации ПР. Составление годового плана работы ОО на основе мероприятий Программы развития. Комплексная система мониторинга качества образовательного процесса, эффективности реализации всех проектов Программы Представление данных мониторинга в Публичном докладе с публикацией на сайте Система организации контроля Ф.И.О. должность руководителя программы МагсУмедова Хадижат Гилакаевна- заведующий МКДОУ «ЦРР- д/с №1 «Сказка» с. Дылым. Сайт МКДОУ err skazka@mail.ru 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа развития МКДОУ «ЦРР- д/с №1 «Сказка» с. Дылым Казбековского района на 2021-2026 гг. (далее - Программа развития) является стратегическим документом, отражающим основные ориентиры современной государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества. Период 2021-2026 гг. в стратегии развития российского образования рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание и новые принципы организации деятельности системы образования. Программа развития является нормативным документом, регламентирующим процесс перевода ДОО из фактического состояния на качественно новый уровень развития. Программа развития основывается на ориентирах развития, сформулированных в государственных и региональных документах, и при этом включает направления развития районной системы образования, отражающие специфику Казбековского района и Республики Дагестан, в котором находится дошкольная образовательная организация. Программа развития осуществляет основные функции: - определяет стратегию развития дошкольной образовательной организации; - выделяет приоритетные направления деятельности; - ориентирует всю деятельность на конечный результат. Ведущей идеей Программы развития является обновление развивающего образовательного пространства дошкольной образовательной организации, включающего в себя построение: современной территории социальной успешности дошкольника в школе; территории, формирующей компетентного родителя; территории профессионального роста и социальных лифтов для педагогов; территории эффективного и комплексного взаимодействия со стратегически важными партнёрами. Программа развития является основой для разработки новых и корректировки действующих планово-программных документов, локальных нормативных актов, определяющих основные приоритеты развития дошкольной образовательной организации. Программа развития МКДОУ «ЦРР- д/с №1 «Сказка» разработана в соответствии с целями реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования и является управленческим документом, определяющим перспективы и пути развития учреждения на среднесрочную перспективу. Статья 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации разработку и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации. Программа развития является обязательным локальным актом, наличие которого в образовательной организации закреплено законодательно. Программа развития - локальный акт образовательной организации, определяющий стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу. Программа как управленческий документ развития образовательной организации определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации государственного задания. Программа как проект перспективного развития ДОУ призвана: обеспечить качественную реализацию государственного задания и всесторонне удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса; консолидировать усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и социального окружения ДОУ для достижения цели Программы. В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод, сочетающий управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы со стороны рядовых сотрудников. Выполнение государственного задания происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы образовательного учреждения. Инициативы со стороны педагогического коллектива по реализации Программы оформляются как педагогические проекты. Результатом работы ДОУ по направлениям является повышение эффективности работы образовательной организации, результатом реализации инициативных проектов - высокий уровень удовлетворенности общества качеством дошкольного образования. 3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОУ до 2020 г. Необходимость разработки программы развития на период 2021 - 2026 года обусловлена важностью целей развития образования и сложностями социально-экономической ситуации этого периода в Российской Федерации. Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня. Однако в условиях экономического кризиса ее реализация определяется не столько внешним ресурсным обеспечением развития системы образования, сколько способностью системы образования актуализировать свой внутренний потенциал саморазвития. Экономический кризис не может стать поводом отказа от перехода на новую модель образования, нацеленную на обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. Для успешного существования в современном информационном обществе, где технический прогресс играет важнейшую роль, позитивно влияющей на творческое развитие личности, необходимо изменить подход к образовательному процессу. Для этого требуется: расширение комплекса технических средств, представляющих многокомпонентную информационно-педагогическую среду; внедрение новых педагогических технологий; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; духовно нравственное воспитание детей. Актуальность создания данной Программы ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социальноэкономической жизни страны. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом. 3.1. Проблемный анализ деятельности ОУ за 3 года: Реализуемые программы и их специфика (реализация ФГОС ДО). Содержание обучения и воспитания воспитанников ОУ определяется Образовательной программой дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «центр развития ребенка- д/с №1 «Сказка» (далее ОП ДО), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 № 1155). На данном этапе осуществляется реализация ОП ДО МКДОУ «ЦРР- д/с №1 «Сказка», которая создана в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности воспитанников, в рамках непрерывной образовательной деятельности и при проведении режимных процессов, сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, соответствует принципу развивающего обучения. Программа обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка в соответствии с основными положениями СанПиН 2.4.1.3049-13. Расписание непрерывной образовательной деятельности (далее НОД) составлено с учётом реализации 5 образовательных областей, прописанных в ФГОС и возрастных особенностей детей, учебный план реализуется полностью. К 2020 году в ДОУ функционирует 14 групп. Вывод: средняя наполняемость возрастных групп к 2020 году: в группах раннего возраста 25 детей; средняя наполняемость дошкольных групп общеразвивающей направленности 30 детей, 3.2. Содержание и качество подготовки воспитанников Организация образовательного процесса в ДОУ осуществляется в соответствии с годовым комплексно-тематическим планированием на основе образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и учебным планом. Количество и продолжительность непрерывной образовательной деятельности устанавливается в соответствии с санитарно - гигиеническими нормами и требованиями. Целесообразное использование новых педагогических технологий (здоровьесберегающие, информационно- коммуникативные, технологии деятельностного типа). Реализация образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ФГОС ДО), равные возможности для всех детей на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе. - Сотрудничество с семьями воспитанников осуществлялась на основании нормативно -правовых актов и документов, регулирующих отношения ОУ и родителей (законных представителей) ребенка. Основные направления сотрудничества с семьями воспитанников, консультативная помощь педагога-психолога, старшего воспитателя, воспитателей, музыкального руководителя по мере обращений и в рамках Годового плана; развитие детей по познавательному и речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному физкультурно-оздоровительному направлению; обеспечение охраны прав детства. 4.1. Качество образовательной деятельности Основной уставной деятельностью Образовательного учреждения является реализация общеобразовательных программ дошкольного образования различной направленности. Содержание образовательного процесса определяется основной программой дошкольного образования. МКДОУ « ЦРР- д/с №1 «Сказка» реализует основную образовательную программу дошкольного образования (построена с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методологического объединения по общему образованию, протокол №2/15 от 20 мая 2015года). Образовательный процесс в Образовательном учреждении регламентируется перспективными и календарными планами, разрабатываемыми Образовательным учреждением с учетом гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. Совместная деятельность взрослых и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с юдителями Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности. Образовательная деятельность осуществляется в ходе режимных моментов Педагог создает условия для самостоятельной деятельности детей Совместное воздействие на ребенка по реализации образовательных и развивающих задач Педагог организует различные виды деятельности: Образовательные задачи решаются в процессе выполнения функций по - игровая, - информирование, - двигательная, - беседы об успехах ребенка, - познавательно - консультации, t. присмотру и уходу за детьми: - игровая, - утренний прием детей, - двигательная, исследовательская, - совместная деятельность, - прогулка, - познавательно - коммуникативная, - просвещение и обучение. исследовательская, - подготовка ко сну, - коммуникативная, - организация питания, - продуктивная, - самостоятельная деятельность детей - музыкально художественная , - музыкально-художественная, - непосредственно организованная - трудовая, - продуктивная, деятельность детей - трудовая, - чтение художественной литературы, - чтение художественной литературы 4.2. Ресурсное обеспечение образовательного процесса. Кадровые ресурсы f Кадрами МКДОУ укомплектовано полностью. Коллектив стабильный. Образовательный ценз сотрудников службы управления ДОУ характеризуется следующим: Магомедова Хадижат Гилакаевна- заведующий, образование высшее, «Отличник образования РД»; переподготовка «Государственное и муниципальное управление; Алиева Губайдат Алимсолтановна-заместитель заведующей по ВОР, высшее педагогическое образование по специальности «Дошкольное воспитание» Кадровое обеспечение службы педагогического сопровождения представлено следующими специалистами: Методист-1 человек Воспитатели - 28 человек Музыкальный руководитель 1 человек Инструктор по физической культуре -1 человек Учитель- логопед - 1 человек. ПДО-2 человека Внутрифирменное повышение квалификации проходит на педагогических советах, семинарах, мастер-классах. Основной формой стимулирования непрерывного повышения уровня квалификации педагогических и руководящих работников, их личностного профессионального роста, использования современных педагогических технологий и технологий управления является аттестация. Обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации педагоги проходят 1 раз в три года. Все педагоги (100%) прошли курсу повышения квалификации (1 раз в 3 года) по ФГОС, Профессиональному стандарту «Педагог» и по оказанию первой помощи. Вывод: Образовательный ценз педагогов соответствует требованиям Профессионального образовательного стандарта: 100 % педагогических работников и административного аппарата имеют необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и подтверждённую документами об образовании. Педагоги постоянно повышают свою квалификацию: работают по темам самообразования, изучают методическую литературу, проходят обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, участвуют в конференциях, методических объединениях и открытых мероприятиях различной направленности. У каждого педагога имеется План профессионального роста, в соответствии с которым они реализуют процесс повышения своей компетентности. № п/п 2. 3. 4. 5. 6. 8. 9. 1. ПРОЕКТЫ по реализации Программы развития Название проектов по реализации Программы Сроки развития (инновационные проекты) реализации Проект «Создание системы управления качеством образования» Изучение качества 2021-2022 профессиональной деятельности кадров Оптимизация мониторинга ежегодно качества оказываемых образовательных и дополнительных услуг Подбор и апробация 2021-2022 диагностических материалов, позволяющих контролировать качество образования на основе программных требований и ФГОС Мониторинг оценки ежегодно результативности качества образования детей Оптимизация условий для развития одаренности детей. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей. Разработка и реализация программ для обучения и развития одаренных детей. Оптимизация системы совместной деятельности с социальными институтами села, семьями дошкольников, по приобщению к здоровому образу жизни, формированию у воспитанников элементарных чувств патриотизма и гражданственности, развитию нравственности, знакомству с региональным компонентом. Техническое сопровождение постоянно официального сайта учреждения 2. Проект «РППС» Комплексная экспертиза РППС 2021 Исполнители Заведующий, Заместитель зав. по ВОР Заведующий, Заместитель зав. по ВОР Заместитель зав. по ВОР Заместитель зав. по ВОР специалисты, воспитатели Заведующий, Заместитель зав. по ВОР специалисты, воспитатели Заместитель зав. по ВОР Заведующий, Заместитель зав. по ВОР 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. Приобретение нового оборудования для реализации образовательных областей в соответствии с возрастными и гендерными особенностями дошкольников в соответствии с направлениями Программы развития Оснащение образовательного t процесса учебно- методическими комплектами, дидактическими пособиями по новой образовательной Программе и направлениями инновационной деятельности Обновление РППС в группах и на территории ДОУ в том числе для детей с ОВЗ и детейинвалидов. Обеспечение доступности дошкольного образования для детей-инвалидов 2021-2026 Заведующий, Заместитель зав. по ВОР 2021-2026 Заведующий, Заместитель зав. по ВОР 2021-2025 Заведующий, Заместитель зав. по ВОР 3. Проект «Педагог-мастер» 2021-2026 Профессиональные стандарты в ДОУ. Разработка диагностических карт профессионального мастерства и определение личных потребностей сотрудников в обучении. Составление индивидуальных планов повышения квалификации работников ДОУ. Организация наставничества для профессионального становления молодых специалистов Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях через конкурсы профессионального мастерства, участие в конференциях, публикации в СМИ, официальном сайте ДОУ, проектную деятельность и т.д. Разработка и реализация плана мотивирования и стимулирования инновационной деятельности педагогов, профилактики профессионального выгорания, стремления Заведующий, Заместитель зав. по ВОР ежегодно Заместитель зав. по ВОР 2021-2024 Заместитель зав. по ВОР Школа молодого педагога 2021-2026 Заведующий, Заместитель зав. по ВОР, педагоги 2021-2026 Заместитель зав. по ВОР 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 6. 7. к повышению своей квалификации. Обучение педагогов современным технологиям взаимодействия со взрослыми и детьми 2021-2026 4.Проект «Сотрудничество» Поиск новых форм эффективного взаимодействия ДОУ с 2021-2026 социальными партнерами по вопросам о воспитания и развития дошкольников Создание условий для обеспечения всестороннего развития 2021-2026 способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста через систему сотрудничества ДОУ с социальными партнёрами Создание условий для формирования положительного 2021-2026 имиджа МКДОУ «ЦРР-д/с №1 «Сказка» через участие детей, родителей, педагогов в мероприятиях сетевого взаимодействия Реализация ООП с использованием 2021-2026 кадрового потенциала и других ресурсов социальных партнеров в рамках сетевого взаимодействия Освещение совместной работы на 2021-2026 официальном сайте учреждения, в СМИ Оптимизация модели взаимодействия детского сада и 2021-2024 семьи. Разработка модели работы с родителями одаренных детей 2021-2026 Работа консультативного центра для 2021-2026 детей, не посещающих образовательное учреждение Обеспечение обучения и реализация 2021-2026 системы инновационных форм взаимодействия с родителями Проведение систематической 1 раз в квартал работы по выявлению уровня удовлетворённости родителей качеством предоставляемых образовательных услуг, а так же запросов родителей в рамках организации воспитательно - образовательного процесса Заместитель зав. по ВОР, Семинары-практику м ы Заведующий, Заместитель зав. по ВОР Заведующий, Заместитель зав. по ВОР Заведующий, Заместитель зав. по ВОР Заведующий, Заместитель зав. по ВОР Делопроизводитель Заместитель зав. по ВОР воспитатели г Воспитатели. Методист, Заместитель зав. по ВОР Воспитатели Воспитатели 8. Восстановление традиций семейного воспитания в оздоровлении детей и вовлечение семьи в образовательный процесс 2021-2026 воспитатели 9. ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ Управление реализацией Программы развития определено в соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» №273-Ф3 от 29.12.2012 г. Финансирование управления реализацией Программы осуществляется за счет средств муниципального бюджета МР «Казбековский район» в рамках текущего бюджетного финансирования дошкольного образовательного учреждения. Управление реализацией программы осуществляется в соответствии с принципами единоначалия и коллегиальности. Руководителем Программы является заведующий ДОУ, который организует систему работы коллектива по выполнению программы, несет ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы. Заведующий ДОУ определяет также необходимую систему сетевого взаимодействия с другими организациями и учреждениями с целью наиболее эффективной реализации Программы развития. В целях реализации принципа коллегиальности в управлении Программой развития и привлечения родительской общественности к управлению реализацией Программы заведующий ДОУ привлекает Педагогический совет дошкольного образовательного учреждения. В его состав входят: заведующий ДОУ, педагоги и специалисты образовательного учреждения, представители родительской общественности. Основными задачами Педагогического совета по вопросам реализации Программы развития ДОУ являются: - рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы развития и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации Программы контроль за ходом реализации Программы развития; подготовка ежегодного (промежуточного и итогового) отчета по реализации Программы развития. Ежегодные результаты реализации Программы отражаются в публичном отчете дошкольного образовательного учреждения, на сайте ДОУ. Ежегодные отчеты о ходе реализации Программы развития в рамках соответствующих подпрограмм заслушиваются на Общем собрании ДОУ, заседаниях Педагогического совета ДОУ. По итоговым результатам реализации Программы развития предусмотрено обобщение результатов реализации программы развития и подготовка материалов (презентации, творческие отчеты, публикации, др.). Итоговый отчет ДОУ по результатам выполнения Программы развития будет представлен родительской общественности, учредителю ДОУ, размещен на сайте дошкольного образовательного учреждения.